Институт Петра Великого

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

Все годы



2022


08.02.2022

8 февраля – день смерти Петра Великого

Император Пётр I скончался в своём Зимнем дворце 28 января (8 февраля) 1725 года. Ему было 52 года. Смерть наступила, согласно Походному журналу, «от болезни урины запору» – нарушение функций почек привело к закупорке мочевыводящих путей.

"27 января, - писал Александр Пушкин в "Истории Петра I", - присутствующие начали с ним прощаться. Он приветствовал всех тихим взором. Потом произнес с усилием: "После..." Все вышли, повинуясь в последний раз его воле. Он уже не сказал ничего. 15 часов мучился он, стонал, беспрерывно дергая правую свою руку, левая была уже в параличе. Петр перестал стонать, дыхание остановилось - в шестом часу утра 28 января Петр умер на руках Екатерины".

На престол взошла супруга Петра императрица Екатерина I, объявившая по этому случаю годовой траур. Для организации похорон государя была создана «Печальная комиссия» во главе с графом Яковом Вилимовичем Брюсом, занимавшаяся подготовкой траурных мероприятий. Образцом для Комиссии стала разработанная самим царём в 1699 году церемония похорон друга и сподвижника Петра Франца Лефорта.

Для прощания с телом государя, предварительно забальзамированным, была оформлена «Печальная зала», стены которой обили чёрным сукном с помещёнными на них гербами русских городов (скульптор Н. Пино, художник Л. Каравак). Обтянутый серебряной парчой гроб стоял у стены, на высоком катафалке с пятью ступенями, обитыми бархатом и обложенными золотым галуном. Катафалк был покрыт богатым персидским ковром, балдахин над ним покрывала императорская мантия. На императора надели кафтан из алого сукна, камзол из серебряной парчи с кружевными галстуком и манжетами; он был при шпаге и ордене Андрея Первозванного. Перед гробом стояли табуреты с регалиями и наградами. На ступенях по углам возвышались скульптуры, символизирующие плачущую Россию, Европу, Марса и Геракла, а также 12 больших бронзовых канделябров. В углах зала стояли пирамиды, рядом с которыми помещались скульптуры, символизирующие Веру, Время, Победу, Премудрость, Храбрость, Справедливость и другие добродетели государя.

Прощание с Петром I продолжалось до 10 марта, когда состоялся торжественный перенос гроба в Петропавловскую крепость. Траурная процессия от Зимнего дворца Петра I следовала по деревянному помосту, проложенному по замерзшей Неве. Путь ей освещали более тысячи факелов. «Церемониал перенесения тела», разработанный для похорон Петра I, стал образцом для всех последующих процессий подобного рода. Началу церемонии предшествовали сигнальные пушечные выстрелы, дававшимися с крепости. По первому сигналу все собирались в отведённых для них местах, по второму – занимали место в процессии; по третьему – процессия начиналась и продолжалась под беспрерывный звон колоколов всех городских церквей и пушечную пальбу из крепости.

Траурный кортеж состоял из 14 отделений, возглавляемых церемониймейстерами. Шествие открывал отряд конной гвардии, за ним шли литаврщики и трубачи. Далее следовали придворные кавалеры в чёрных епанчах и широкополых шляпах; за ними шли знаменосцы, нёсшие знамёна областей и щиты с гербами. Особое место в шествии занимали два рыцаря с обнажёнными мечами: конный в золочёных доспехах и пеший в чёрных латах – аллегории Жизни и Смерти. За ними несли государственные гербы, далее следовало высшее чиновничество. Первые лица высочайшего двора несли императорские ордена и регалии: мечи, скипетры и державы государств, входящих в состав империи. Катафалк окружали шестьдесят пажей с зажжёнными факелами. Перед траурной колесницей, запряжённой восьмеркой коней, шествовало духовенство с хорами. За колесницей шла императрица, поддерживаемая двумя обер-камергерами, и другие члены императорской фамилии. За ними – придворные, дипломатический корпус. Шествие замыкали конногвардейцы. По сторонам траурной процессии следовало 1250 гренадеров.

Сведения о похоронах Петра I содержатся в «Описании порядка, держанного при погребении Петра Великого» и «Краткой повести о смерти Петра Великого» Феофана Прокоповича.

Гроб с телом Петра был помещён в недостроенном Петропавловском соборе во временную деревянную часовню, сооружённую по проекту Д. Трезини. Рядом находился гробик 6-летней дочери Петра Наталии, скончавшейся 4 марта. Туда же 16 мая 1727 года был помещён гроб с телом императрицы Екатерины I, прощание с которой продолжалось десять дней.

В 1731 году пришедшая к власти племянница Петра Анна Иоанновна повелела предать земле тела Петра Великого и Екатерины I по христианскому обычаю. 29 мая 1731 года в 11-м часу утра Пётр и Екатерина были похоронены в общем склепе у южной стены, перед алтарем Петропавловского собора. Императрица Анна Иоанновна на церемонии не присутствовала – она находилась в Москве. Гробы опускали под звуки артиллерийского салюта в 51 залп.

Первоначальный вид надгробий описан А. И. Богдановым, автором труда «Историческое, географическое и топографическое описание Санктпетербурга от начала заведения его, с 1703, по 1751 год»: «Для всенародного виду, наверху, над Их Величества телами, поставлены особливы Гробницы, которые высечены из белого алебастрового камня, которые покрыты покровами, из золотой материи сшитые, и на тех покровах нашиты кресты из серебряного позументу, в головах и в ногах Их Величества вышиты по одному Государственному Гербу, а по углам висящие оных покровов золотые великие кисти. А сверх тех покровов полагаются другие покровы, сшитые из алого кармазинного сукна с серебреными крестами».

При восстановлении собора после пожара, происшедшего в 1756 году, возник замысел устройства нового монументального надгробия Петра I. В 1758 году императрица Елизавета Петровна одобрила грандиозный проект, разработанный М. В. Ломоносовым. Учёный предполагал соорудить под куполом собора медную позолоченную статую Петра на мозаичном пьедестале в окружении восьми лазуритовых колонн и восьми серебряных статуй, символизирующих Мудрость, Мужество, Трудолюбие, Постоянство, Правосудие, Милосердие, Любовь и Верность. Высота монумента должна была достигать 15 м. На стенах собора предполагалось разместить 12 огромных мозаичных панно, посвящённых важнейшим событиям царствования Петра. К марту 1765 года Ломоносов завершил первую из мозаик – «Полтавскую победу» – но его смерть помешала осуществлению проекта.

В 1770-е годы над могилами Петра I и Екатерины I были поставлены саркофаги из серого рускеальского мрамора, в 1805 году их обнесли металлическими решётками. В 1865–1867 годах, как и все находившиеся к этому времени в соборе надгробия, эти памятники были заменены на саркофаги из белого карарского мрамора с бронзовыми позолоченными крестами на крышках и двуглавыми государственными орлами на углах (архитектор А. А. Пуаро, мастер Г. А. Балушкин, бронзовщик Ф. Шопен). На торцах саркофагов накладные медные золочёные доски с именем погребённых и указанием дат и места рождения, кончины и погребения.

Надгробие Петра I выделяется помещённым на саркофаге бронзовым бюстом работы итальянского скульптора К. Альбачини и несколькими памятными медалями, в частности, выбитыми в честь 100-летия, 200-летия и 300-летия Санкт-Петербурга. На стене рядом с памятником установлена на консоли небольшая мраморная скульптурная группа работы А. Риццони «Положение во гроб».

Историческое захоронение является частью комплекса Петропавловского собора – императорской усыпальницы, имеющей статус памятника истории и культуры федерального значения.

Назад к списку новостей

© Институт культурных программ
© Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева
’ел. / факс: +7 (812) 405-69-61
E-mail: info@instpeter.ru