Институт Петра Великого

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

Все годы



2022


03.08.2022

В Воронеже представили парадные портреты Петра I на выставке "Императоры и соратники. К 350-летию Петра Великого"

Ценные экспонаты из коллекции петровской гравюры покажет публике Воронежский музей имени И. Крамского. В честь 350-летия императора здесь отобрали три десятка работ, отражающих развитие салонной живописи и символического изображения правителей России.

В центре выставки, конечно, сам Петр I и его потомки, представители дома Романовых. Картину эпохи дополняют портреты дворян, которые активно участвовали в реформах XVIII - начала XIX века. Это и именитые аристократы, и выходцы из малоизвестных родов. Кто побогаче - позировал придворным живописцам сам или заказывал им портреты знаковых государственных деятелей. Иные довольствовались копиями, особенно графическими. В Российской империи работали выдающиеся граверы из Западной Европы (Вагнер, Гунст, Пикарт), а также их местные ученики и последователи. Благодаря развитию литографии тиражировать оттиски стало относительно дешево, и иметь у себя бумажные портреты Петра или его сподвижников могли многие дворянские семьи.

- Воронежское собрание петровской гравюры считается ценным. Большая часть экспонатов была передана из бывшего губернского краеведческого музея в 1933 году. А туда, в свою очередь, попала из воронежской публичной библиотеки. Некоторые графические листы ранее были собственностью местных помещиков. Что-то музейщики купили с рук, когда в антикварных лавках появились предметы из разоренных окрестных усадеб, - рассказал куратор выставки, старший научный сотрудник Музея имени И. Крамского Владислав Макаров. - Оригинальные доски, с которых делались гравюры, хранились при Академии художеств. И в XVIII веке можно было за 50 копеек или рубль заказать себе оттиск.

Самыми интересными из выставленных сейчас гравюр называют портреты Александра Меншикова (главный фаворит Петра I) и Ивана Головина (участник создания русского военного флота, учился на верфях в Амстердаме вместе с государем). Они напечатаны в первой половине XVIII века.

Лист с Головиным бракованный, что делает его уникальным и еще более значимым для специалистов. Большую часть занимает необычное обрамление - типовые детали корабля и экспликация к ним.

На выставке можно сравнить разные типы парадных изображений Петра Первого. Одни стремились к портретному сходству - к этой категории можно отнести полотно Алексея Антропова, которое когда-то хранилось в Третьяковской галерее. Картина была написана спустя четверть века после смерти императора на основе прижизненного изображения кисти Луи Каравака. Здесь царь - прежде всего сильная личность: жесткие черты лица, острый взгляд, на мундире офицера гвардейского пехотного полка - никаких знаков отличия. Другие портреты, напротив, подчеркнуто символические, с массой говорящих деталей: пушками, кораблями, литаврами, книгами, амурами с купидонами... На одной из гравюр Петр красуется об руку с богиней Минервой.

https://rg.ru/2022/08/03/reg-cfo/s-boginej-minervoj-ob-ruku.html?utm_source=yxnews&utm_mediu...


Назад к списку новостей

© Институт культурных программ
© Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева
’ел. / факс: +7 (812) 405-69-61
E-mail: info@instpeter.ru