30.06.2023
Открытие павильона «Эрмитаж» в Петергофе
1 июля, ко Дню реставратора, для посетителей открывается павильон «Эрмитаж» после двухлетней реставрации.
Небольшое здание на берегу Финского залива было построено по приказу Петра I и является первым Эрмитажем в России. Петергофский павильон с подъёмным столом, предназначенный для обедов в узком кругу приближенных, ввел в России «моду на уединение» и традицию возводить подобные сооружения. Из всех дворцов Нижнего парка павильон «Эрмитаж» наименее пострадал в годы Великой Отечественной войны и стал первым петергофским послевоенным музеем, открывшим свои двери для посетителей в 1952 году.
На церемонии открытия Роман Валериевич Ковриков, врио генерального директора музея-заповедника «Петергоф», поблагодарил всех сотрудников и партнеров, принимавших участие в реставрации, а также отметил: «Мы не только открываем после долгой реставрации экстерьеров один из малых дворцов Петра I, который он спроектировал лично сам, но и впервые за 200 лет на постоянной основе заполнили окружающий его ров водой. Идея Петра сегодня воплощена, и теперь мы можем наблюдать это каждый день».
Начиная с момента создания, Эрмитаж страдал от сырости и влаги, проникавших в подвальное помещение. Главной задачей реставрационных работ, проводимых в 2021-2023 годах, стало устранение этой проблемы.
Иван Владимирович Лебедев, главный архитектор музея-заповедника «Петергоф», поделился деталями реставрации: «Основной сложностью для коллектива архитекторов, инженеров и реставраторов была задача гидроизоляции при наличии уровня воды выше отметки подвала. Сейчас вода в ров поступает самотеком по водоводу из фонтана «Ева», регулируется задвижками и наполняется на глубину около метра. При необходимости воду можно поднять и выше или полностью спустить. На данный момент опыт наблюдения более месяца. Каждый год на осенне-зимний сезон вода в любом случае будет спускаться, дно и стенки бассейна — очищаться».
Во время реставрационных работ были обнаружены интересные образцы исторических кирпичей, выполненных вручную, и сваи из лиственницы, которые ранее были установлены в фундаменте павильона. Площадка вокруг здания — стилобат — выложена плитами из Путиловского известняка — достаточно долговечного строительного материала. Кордонный фигурный камень наружных стен выполнен из доломита. Лоток канала укреплен мощением из булыжного камня. Через ров перекинут отреставрированный мостик из лиственницы.
Также Иван Владимирович Лебедев уточнил, что исторически здание имело скорее апельсиновый оттенок, нежели желтый, который использовался ранее, что было установлено во время расчистки фасада. Таким образом, в результате реставрационных работ был восстановлен исторический облик павильона «Эрмитаж» XVIII века.
Нино Бежановна Вахания, начальник экспозиционной службы музея-заповедника «Петергоф», добавила о реставрации живописного убранства павильона: «Кроме самого павильона, реставраторы безупречно подготовили и музейные предметы экспозиции. Одна из картин, «Стадо коров на пастбище», которая ранее не была атрибутирована, благодаря нашим реставраторам и хранителям получила автора — немецкого художника Иоганна Фридриха Вейча».
Сегодня в шпалерную развеску включены 124 картины, многие из которых были отреставрированы.
Помимо реставрационных задач была произведена адаптация музея к потребностям маломобильных групп населения. Теперь он оборудован пандусом, позволяющим попасть на первый этаж здания. Интерьеры снабжены аннотациями, дополненными шрифтом Брайля. В Верхнем зале картина «Чаша Диогена» Николаса Розендаля представлена в виде тактильной модели с табличкой, выполненной шрифтом Брайля.
https://peterhofmuseum.ru/news/2023/1358
Назад к списку новостей